ГК «MARCS» провела инициативное маркетинговое исследование, посвященное изучению изменений рынка детских товаров г. Москвы за последнее полугодие. Отчет по данному исследованию основан на сравнительном анализе двух волн, проведенных в августе 2008 и феврале 2009 года. Полученные результаты позволяют построить прогноз развития рынка на 2009 год.
В настоящее время по большинству товарных групп наблюдается стабильность либо положительная динамика (наибольший рост отмечен в сегментах «товары детской гигиены» и «детская косметика»). Увеличение продаж в сегменте «верхняя одежда» обусловлено, прежде всего, сезонными факторами.
Общий
объем рынка зимой 2008−2009 года почти на 1 млрд. превышает летние показатели. Однако фактически, с учетом повышения цен, это означает падение рынка не менее чем на 10−15%.
Изменилась также и практика покупок детских товаров: покупать стали реже и в других местах. В качестве типичного места приобретения детских товаров практически в 2 раза стали чаще упоминаться неспециализированные магазины (гипер/супермаркеты) и вещевые рынки. Кроме того, теперь для того, чтобы совершить покупку клиент обходит в 1.5 раза больше точек продаж, чем полгода назад.
Среди специализированных магазинов наиболее заметно снизились доли покупателей у сетей «Детский мир» и «Банана-мама». На фоне того, что популярность специализированных детских магазинов тоже выросла (хотя и не так значительно), можно сделать вывод, что люди стали относиться к покупкам более тщательно, сравнивая их варианты в нескольких местах. И это вполне объяснимо — ведь почти треть московских семей снизила свои ежемесячные расходы на товары для детей. Причем на вопрос о возможном поведении в случае финансовых трудностей респонденты чаще всего отвечали, что будут ориентироваться на поиск более дешевых товаров. Наиболее заметные сокращения коснулись сегментов повседневной и верхней одежды, обуви, а самым уязвимым сегментом оказались игрушки (в том числе дорогие) — именно от покупки этой категории москвичи готовы отказаться в первую очередь.
О перспективах рынка детских товаров в 2009 году можно сказать, что в натуральном выражении он, скорее всего, упадет на 10−15% к показателям 2008 года. Однако это падение будет меньше, чем для рынка прочих «взрослых» товаров: 20% респондентов заявили, что в случае возникновения финансовых трудностей сократят свои расходы на детские товары в меньшей степени, чем на остальные. Таким образом, будущее рынка товаров для детей по сравнению со многими другими выглядит довольно оптимистично.
Презентация результатов исследования состоялась на конференции «Рынок детских товаров сегодня» в рамках 14-й международной специализированной выставки «Игры и Игрушки» (Москва, 16−19 марта 2009 г.), где собралась аудитория из представителей профильных компаний-производителей и ритейлеров. Многие из них постоянно следят за ситуацией на рынке и потому проявили заинтересованность данными, полученными MARCS.