Маркетинговое агентство MARCS завершило исследовательский проект для челябинского агрокомплекса «Чурилово». Объектом исследования являлся рынок свежих, замороженных и консервированных овощей в Уральском Федеральном округе и ряде прилегающих регионов.
Аналитиков интересовали тенденции развития рынка в целом, отдельных продуктовых, а также потребительских сегментов.
Методология исследования объединила анализ информации, представленной в открытых источниках, проведение экспертных интервью с компетентными специалистами, количественный опрос потребителей овощной продукции, а также мониторинг торговых точек. География: Челябинская, Свердловская область, Республика Башкортостан, Пермский край, Оренбургская, Курганская, Тюменская область, ЯНАО-ХМАО.
Результаты исследования показали, что рынок овощной продукции характеризуется высокой стабильностью, демонстрируя ежегодный рост среднедушевого
потребления. Одновременно с этим наблюдается рост валовых сборов овощей, преимущественно за счет овощей открытого грунта. Тепличное производство изучаемых регионов закрывает незначительную часть существующей потребности — основная часть продукции, присутствующей на рынке, ввозится из других регионов или из-за границы.
Сегмент замороженных овощей и ягод отличается сравнительно низкой насыщенностью предложения и в перспективе ближайших нескольких лет может демонстрировать ежегодный рост.
Сезонные колебания спроса в различных сегментах находятся на среднем уровне. Максимальная сезонность характерна для замороженных ягод и овощей, где пиковые объемы могут превышать минимальные в 2−2,5 раза. Для свежих овощей и зелени пиковый спрос приходится на апрель-май. При этом спрос на тепличную продукцию закономерно падает в июле — августе.
Изученные регионы демонстрируют заметные отличия по объемам среднедушевого потребления овощей, характеристикам внутреннего производства и структуре товаропроводящих каналов.
Конкурентная ситуация на рынке зависит от товарной группы. Если на рынке замороженных овощей и ягод имеются ярко выраженные лидеры, то рынок овощной консервации распределен между большим числом игроков — как федеральных, так и местных. На рынке свежих, в т. ч. тепличных овощей и зелени отсутствуют выраженные лидеры — доля каждого из игроков невелика.