12 марта 2009 г. в пресс-центре издательства «Известия» прошел деловой завтрак «Страховой рынок России: влияние кризиса, перспективы развития», организатором которого выступила группа компаний «Market Capital Solutions» (MARCS).
Основным поводом встречи стала презентация результатов маркетингового исследования, посвященного исследованию рынка страхования России с последующим обсуждением его современного состояния и перспектив развития. Мероприятие посетили представители десяти страховых компаний («Росгосстрах», «Согаз», «Ингосстрах», «ГУТА-Страхование» и другие), а также журналисты нескольких профильных и деловых СМИ, в том числе Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС», журнал «Русский полис», Агентство страховых новостей.
В качестве экспертов выступили Константин Бергманн, независимый стратегический консультант страхового рынка России и СНГ, и Елена Бутарова, заместитель Директора по маркетингу и продажам Страховой Компании «АИГ Лайф».
Встреча началась с презентации результатов проекта MARCS. Вниманию собравшихся были представлены ключевые показатели, с которыми страховой рынок России закончил 2008 год.
Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2008 году составил 22%. По выплатам — 29%. При этом наибольший объем выплат пришелся именно на 2-е полугодие прошлого года. Наиболее емкий сегмент рынка страховых услуг (кроме ОМС) — страхование имущества, рост которого в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 15% соответственно.
Традиционно второе полугодие более продуктивно для сбора премий в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества, что обеспечивает рост всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например, в 2007 г. он составил 16%, но в 2008 г. только 1%. Сокращение объема собранных премий во 2-м полугодии 2008 г. по отношению к 1-му полугодию произошло в личном страховании и ОСАГО. Наибольший регресс продемонстрировало личное страхование (сокращение объема в 2 раза).
Общий показатель уровня выплат во втором полугодии 2008 года заметно вырос — на 12% в целом для всех сегментов. Наиболее заметный рост уровня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования — в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объема премий.
Одним из результатов количественного опроса, проводимого в 4-х регионах России, стало выявление высокого уровня корреляции размера собираемых страховыми компаниями премий с уровнем спонтанной известности, как среди физических, так и юридических лиц (0,8).
При этом СОГАЗ и РЕСО-Гарантия, являясь лидерами рынка, отличаются заметно меньшей известностью по сравнению с прочими лидерами. Обратная картина у Спасских ворот, Югории и МСК.
Другим результатом полевого исследования стало выявление факта, что основными источниками получения информации для физических лиц при выборе страховой компании являются рекомендации знакомых и страховых агентов. При этом самое высокое доверие у потребителей (как юрлиц, так и физлиц) вызывают рекомендации друзей.
Озвученные исследовательские данные обобщил Константин Бергманн: «За прошедшие годы страховые компании привыкли жить за счет огромного прироста — из года в год он составлял 20−40%. Рынок жировал, используя приходящие сегодня деньги отчасти для покрытия ответственности завтрашнего дня, отчасти для привлечения клиентов — с помощью выплат огромных вознаграждений». Но прогноз, составленный аналитиками MARCS на 2009 год, неутешителен — ожидается падение рынка минимум на 8%, до 490 — 510 млрд. рублей (без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, КАСКО, добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования от несчастного случая или болезни.
Елена Бутарова рассказала о положении дел в сегменте страхования жизни: «Страхованием жизни в России занимается пока еще очень малое число компаний, поэтому мы переживаем кризис немного легче, чем наши „старшие“ братья». Хотя в молодости рынка тоже кроются проблемы: «Многие компании только что начали работать, они уже „потратились“ — вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперь вынуждены резать те самые инвестиции и частично закрывать офисы, так что они в непростом положении. Выжить можно, ведя четкий мониторинг и контроль расходов».
Практический интерес вызвало предложение г-на Бергманна о путях борьбы с кризисными явлениями: «Она должна вестись в трех направлениях. Первое — это оптимизация кадрового состава. Хотя надо оговориться, что эта мера сама по себе абсолютно недостаточна. Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение, однако, это не выход. Мы также обязаны заниматься оптимизацией всех видов издержек и внедрять экономные решения. И третья необходимая мера — это жесткая селекция страхового портфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение».
Свой подход к формированию страхового портфеля показали и аналитики MARCS, основываясь на анализе продуктовых портфелей ТОП-20 лидеров рынка страховых услуг.
Также был поднят вопрос слияний-поглощений на страховом рынке. Так, в феврале текущего года сообщалось, что «Согаз» включил в свой состав страховую группу «Шексна», о которой упоминалось в докладе MARCS («Шексна» некогда входила в ТОП-20 российских страховых компаний). Прогнозируется, что консолидация впредь будет активной, хотя, по замечанию Константина Бергманна, крупных сделок с участием иностранных инвесторов ожидать в этом году вряд ли стоит.
В завершение делового завтрака представители ГК MARCS анонсировали начало следующей волны омнибусного исследования страхового рынка России. Это вызвало интерес у присутствующих страховых компаний, многие из которых выразили желание участвовать в проекте в качестве заказчиков и экспертов.