Проведение фокус-групп

Коллективная дискуссия с представителями ЦА по определенным правилам под руководством модератора

Главная » Маркетинговые исследования » Проведение фокус-групп

Фокус-группа

Фокус-группа представляет собой коллективное обсуждение представителями целевой аудитории товара или услуги, а также тех или иных аспектов потребительского поведения. Продуктивность и содержательность дискуссии обеспечивает профессиональный модератор, который управляет группой.

В отличие от количественных методов, фокус-группа позволяет получить развернутые субъективные мнения потребителей о свойствах товара, его дизайне и упаковке, факторах выбора, отношении к конкретным маркам. Вопросы модератора, комфортная атмосфера обсуждения, высказывания других участников провоцируют респондентов на свободное и эмоциональное выражение своего мнения. В результате заказчик получает ценную информацию.

Как правило клиенты заказывают у нас проведения фокус-групп для решения следующих задач:

  • Глубинное изучение потребительского поведения — выявление ключевых мотивов, предпочтений, барьеров, предубеждений, страхов;
  • Оценка восприятия продукции компании в сравнении с конкурентами;
  • Оценка восприятия бренда и других брендов, представленных на рынке, конкурентов глазами потребителя;
  • Тестирование рекламных концепций и рекламных материалов;
  • Тестирование упаковки;
  • Генерация идей по совершенствованию продуктов и сервисов — моделирование «идеального» продукта.
Оценка емкости рынка. Пример из исследования рынка частотных преобразователей
Восприятие стоимости дистанционного банковского обслуживания.
Фрагмент отчета по результатам проведения серии фокус-групп

Преимущества фокус-групп

Фокус-группа — оперативный и бюджетный метод. Получить необходимую информацию можно за считанные дни, при этом стоимость исследования будет умеренной.

Безусловным плюсом является то, что в ходе проведения группы могут демонстрироваться презентации и видеоматериалы, тестироваться образцы продукции и упаковки, проводится анкетирование.

Помимо прямых вопросов, применяются проективные методики, которые помогают выявить эмоциональное отношение к объекту исследования. В ходе обсуждения участники группы свободно общаются, выражают свои мысли, чувства и эмоции, проговариваются, выдвигают новые идеи. При этом достаточное время на проведение группового интервью позволяет снять психологические барьеры, обсудить все аспекты поведения, «вспомнить» самые незначительные факты, факторы и нюансы — получить информацию, которую невозможно получить с помощью количественных методов.

В свою очередь, данные, полученные в ходе фокус-групп, могут служить основой для выдвижения гипотез, которые затем будут проверены с помощью количественных методов, для поиска инсайтов, которые могут использоваться в рекламных коммуникациях и при создании новых продуктов.

Методика проведения фокус-групп

  • Оптимальное число участников исследования — 6−8 человек;
  • Продолжительность дискуссии — 2−2,5 часа;
  • Модератор ведет группу по согласованному сценарию — гайду, что гарантирует обсуждение всех аспектов проблемы;
  • Беседа обычно проходит в специально оборудованной комнате с односторонним зеркалом или видео-камерой, подключенной к телевизору в соседней комнате, что позволяет представителям компании-заказчика наблюдать за ходом обсуждения;
  • Ведется аудио- и видеозапись происходящего;
  • Как правило в рамках одного исследования проводится несколько (обычно три—четыре) встречи. Большее количество может быть необходимо при большом числе характеристик, способных влиять на поведение и мнения потребителей (география, статус, пол, возраст и пр.).

    Формат отчета

    Клиент получает видео- и аудиозаписи и текстовые расшифровки обсуждений, а также аналитический отчет по результатам исследования в формате MS PowerPoint или MS Word. В отчете содержатся выводы в соответствии с результатами технического задания.
    Оценка емкости рынка. Пример из исследования рынка частотных преобразователей
    Факторы выбора банка обслуживания.
    Фрагмент отчета по результатам проведения серии фокус-групп

    Преимущества работы с агентством MARCS

    1
    Наше агентство обладает значительным опытом проведения фокус-групп.
    2
    Мы гарантируем тщательный отбор участников и профессиональное ведение фокус группы, подготовку отчета в строгом соответствии с утвержденным техническим заданием, ответы на все вопросы, поставленные перед проведение исследования.