Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Статьи / Составление анкет для опросов: 10 аспектов, на которые нужно обратить внимание

Составление анкет для опросов: 10 аспектов, на которые нужно обратить внимание

Результаты, которые вы получаете в процессе исследования, часто напрямую зависят от правильно составленной анкеты. Непонятный для респондентов опросник, слишком большой по объему или с неясной логикой, может существенно повлиять на ответы лиц, в нем участвующих. Как грамотно составить анкету для опросов? Есть 10 аспектов, на которые необходимо обратить внимание.

Аспект первый: определите цель исследования. Какие данные необходимы для дальнейшей работы? С учетом цели и нужно составлять вопросы для анкеты.

Пример: если вы изучаете отношение покупателей к сети магазинов «Рублик», спрашивайте их о том, довольны ли они ассортиментом товара, обслуживанием на кассе и в торговом зале, чистотой помещения и прочее.

Аспект второй: будьте вежливы с респондентами. Они тратят свое время, чтобы помочь вашему исследованию, поэтому нужно проявить к ним уважение и заинтересовать.

Пример: поприветствуйте респондентов во вступлении, кратко опишите цели анкетирования, объясните, как заполняется анкета.

Аспект третий: избегайте двоякого прочтения вопросов. При их составлении старайтесь, чтобы они были максимально просты. Не нужно использовать причастные или деепричастные обороты – респондент может в них запутаться.

Пример: вместо вопроса «Вам нравится магазин «Рублик» из-за низких цен или большого ассортимента товара?» лучше спросить «Что вас привлекает в магазинах данной сети?»

Аспект четвертый: предлагайте простые и в то же время разнообразные ответы на вопросы. Чем разнообразнее будут варианты, тем меньше респондентов будут писать в графе «другое». Это значительно облегчит обработку данных в дальнейшем.

Пример – на вопрос: «Что вам нравится в магазинах данной сети?» стоит дать не только ответы «низкие цены» и «разнообразный ассортимент», но и «близость к дому/работе», «акции и скидки», «уровень обслуживания» и др.

Аспект пятый: дайте больше свободы. В конце анкеты обязательно оставьте пустые графы с комментарием: «Ваши пожелания», «Что можно улучшить в работе?» и пр.

Пример: оставьте в конце следующий комментарий: «Спасибо, что прошли анкетирование! Ваше мнение поможет сделать работу магазина «Рублик» еще лучше! Если у вас есть пожелания по улучшению обслуживания – напишите их здесь».

Аспект шестой: не перегружайте анкету. Доказано, что она будет охотнее заполняться, если на 1 листе будет не более 3-5 вопросов. Мелкий шрифт и сложные конструкции предложений также вызывают нежелание заполнять подобный опросник.

Аспект седьмой: безупречная логика. Непонятные, алогичные вопросы могут вызвать у респондентов раздражение и нежелание продолжать работу. Обязательно следите за тем, чтобы во всех вопросах прослеживалась четкая логика.

Пример: если в анкете есть вопрос «Вы пользуетесь дисконтной картой нашего магазина?», то должны быть ответы «да» и «нет». И если следующий момент, который вы хотите уточнить – что привлекает клиента в дисконтных картах, то для ответа «нет» тоже должен быть задан вопрос. К примеру, почему клиент не получил карту на скидки.

Аспект восьмой: безупречная грамотность. Анкета должна быть составлена по всем правилам русского языка. Орфографические или пунктуационные ошибки, использование диалекта или экспрессивно окрашенных слов при формулировке вопросов – все это создаст у респондента ощущение, что фирма ненадежна и работают в ней непрофессионалы.

Пример: вопросы «За что вы обожаете ходить в этот магазин?» и «Какие инциденты показались вам в магазине неприятными?» использовать недопустимо.

Девятый аспект: будьте толерантными. Ваша целевая аудитория – люди разных национальностей, верований, убеждений, они имеют свои индивидуальные особенности. Вопросы и ответы к ним должны быть максимально нейтральны.

Пример: вопрос «Какой дорогой вы предпочитаете ходить в наш магазин?» замените на «Как вы добираетесь до нашего магазина?» – это важно для людей, которые вынуждены передвигаться в инвалидных креслах.

И десятый аспект: не задавайте сложных вопросов. Помните о целевой аудитории. Используйте минимум специальных терминов, при этом объясняйте их значение. Составляйте анкету на простом, живом и понятном языке, и ваше исследование принесет желаемые результаты.