Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Комплексное исследование рынка

Комплексное исследование рынка

Более четверти всех проектов нашего агентства приходятся на задачи, связанные с комплексным анализом рынка. Это самые интересные проекты, требующие полного погружения в специфику изучаемого продукта, особой тщательности в сборе и интерпретации данных. Такие исследования включают в себя оценку емкости и других ключевых характеристик рынка. Они необходимы, когда компания рассматривает новые направления деятельности, планирует выход на другие географические рынки, продуктовые и потребительские сегменты. Такой анализ может быть частью бизнес-плана либо представлять интерес сам по себе в качестве основы для принятия собственниками и менеджментом компаний стратегических решений.

Что вы получаете в ходе исследования

Исследование такого типа предусматривает решение следующих задач (список неполный, он может расширяться в зависимости от специфики продукта и рыночной ситуации, имеющихся данных):

  • Оценка емкости и динамики рынка, выявление факторов динамики;
  • Анализ структуры рынка: распределение по каналам (внутреннее производство, импорт) и основным продуктовым сегментам, по ключевым игрокам и группам потребителей;
  • Исследование конкурентов: составление перечня крупнейших участников рынка с оценкой их рыночных долей, описанием ассортиментного портфеля, анализ цен и ценовой политики, системы дистрибуции конкурентов, характеристику сильных и слабых сторон продукции и сервиса;
  • Изучение специфики потребления: определение уровня насыщенность рынка, определение специфики и долей ключевых отраслей или сегментов-потребителей и их динамики, описание крупнейших потребителей (объем и динамика потребления, ключевые характеристики), их требований и предпочтений, тенденций в потребительском поведении;
  • Описание перспектив развития рынка, построение прогнозов;
  • Оценка целесообразности выхода на рынок нового игрока, в том числе определение наиболее перспективного сегмента или сегментов, описание потенциальных возможностей, барьеров и угроз, прогноз продаж.

В зависимости от потребностей заказчика перечень задач обычно включает проверку конкретных гипотез, связанных со спецификой исследуемого продукта, предыдущим опытом, тенденциями в мировом потреблении, общеэкономической ситуацией, изменение государственной экономической политики и т. д.

Методология исследования

В большинстве случаев комплексный анализ рынка предусматривает использование широкого спектра методов:

Кабинетное исследование

В начале проводится анализ открытых источников информации по рынку. В качестве источников могут выступать:

  • Официальная статистика (Росстат, Федеральная таможенная служба, отраслевые ресурсы, международная статистика);
  • Данные отраслевых и специализированных информационных порталов;
  • Базы данных;
  • Сведения о тендерных закупках;
  • Аналитические материалы профильных ведомств и компаний;
  • Сайты ключевых игроков;
  • Результаты готовых исследований, обзоры, интервью с экспертами, участниками рынка и представителями государственных органов в средствах массовой информации.

В зависимости от специфики изучаемого рынка кабинетное исследование может ответить на все поставленные вопросы или послужить основой для выдвижения гипотез, определения отправных точек для построения модели рынка.

Экспертные интервью

Экспертные интервью представляют собой беседу с компетентными специалистами по заранее определенному перечню вопросов, не ограниченную жестким форматом анкеты. Интервью записывается на диктофон, по аудиозаписи готовится стенограмма, которая в дальнейшем анализируется.

В качестве экспертов приглашаются:

  • Разработчики продуктов и услуг;
  • Представители научного сообщества;
  • Представители регулирующих органов;
  • Представители отраслевых ассоциаций;
  • Дистрибьютеры продукции;
  • Представители компаний — крупнейших потребителей и пр.

Экспертные интервью позволяют широко описать проблематику отрасли, получить оценки насыщенности рынка и востребованности планируемой к выводу продукции, составить перечень основных факторов, влияющих на развитие отрасли, выявить потенциальные возможности и риски.

Глубинные интервью (или фокус-группы) с потребителями

Глубинные интервью — это беседа с представителями целевой потребительской аудитории. Разговор также записывается на диктофон, в дальнейшем анализируется стенограмма.

Использование этого метода позволяет выявить существующие алгоритмы потребительского поведения при поиске информации, приобретении продукции и выборе конкретной марки, увидеть стереотипы и барьеры в отношении продукта или его заменителей и на основе этого — сформулировать гипотезы для количественного опроса.

Глубинные интервью чаще всего требуются для B2C-рынков или приближенных к ним (например, мелкооптовое потребление строительных материалов, инженерных систем и пр. — где представитель компании может принимать решения, руководствуясь преимущественно индивидуальными мотивами).

Количественный опрос

Количественный опрос представителей целевой аудитории необходим для

  • Оценки емкости рынка;
  • Описания текущих практик потребления аналогичной или альтернативной продукции;
  • Оценки реакции потенциальных потребителей на специфику планируемой к выпуску продукции;
  • Оценки долей ключевых игроков;
  • Оценки распространенности ключевых требований к продукции или сервису.

Как правило, опрос проходит в режиме формализованных телефонных интервью с B2B или B2C- потребителями, что позволяет обеспечить максимальную случайность выборки и ее итоговую репрезентативность. В зависимости от специфики аудитории и поставленных задач возможны и другие варианты: личные интервью, онлайн-опрос.

«Побочным продуктом» исследования в B2B-сегменте может стать установление партнерских отношений с потенциальными потребителями, поскольку в качестве респондентов выступают лица принимающие решения о выборе соответствующих товаров, услуг и поставщика.

«Тайный покупатель»

Легендированные телефонные или личные интервью с участниками рынка под предлогом заинтересованности в приобретении продукции, помогают собрать информацию о ценах (реальный прайс может отличаться от выставленного на сайте), договорных условиях, сервисных возможностях и пр.

«Легенда» для контакта разрабатывается совместно со специалистами компании-заказчика таким образом, чтобы она максимально соответствовала обращению и поведению реального клиента. В зависимости от специфики рынка интервью могут проводиться как специалистами агентства, так и сотрудниками реально существующей компании по клиентскому профилю.

Формат отчета

Обычно отчет по результатам исследования представляется Заказчику в формате презентации PowerPoint с описанием ключевых результатов и выводов.

Также Заказчик получает транскрипты экспертных интервью, результаты проведенных количественных опросов в виде файла Excel или SPSS, подборки материалов, полученных от конкурентов, и вторичной информации. В отдельных случаях могут предоставляться аудиозаписи интервью.

Комплексное исследование рынка - пример  отчета

Преимущества работы с агентством MARCS

Мы гарантируем добросовестность исполнения всех этапов исследования, достоверность собранной информации, высокое качество аналитики и ответы на все вопросы, поставленные Заказчиком. Вся информация, полученная в ходе исследования, конфиденциальна и является собственностью Заказчика.

К вашим услугам наш многолетний опыт и уникальная экспертиза. При проведении исследования мы предложим оптимальную комбинацию методов и индивидуальную механику проекта, которая обеспечит решение ваших задач при разумных затратах.

Оставьте заявку и мы оперативно подготовим индивидуальное коммерческое предложение. Обычно для этого требуется 2–3 рабочих дня. В случае необходимости наш представитель свяжется с вами для уточнения деталей.

Заявка на подготовку коммерческого предложения