Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Публикации / Маркетинговая навигация в сети Интернет: технология из первых рук

Маркетинговая навигация в сети Интернет: технология из первых рук

Практически любая деятельность в сфере маркетинга связана с поиском и анализом информации о рынке, товарах, потребителях и конкурентах.

Профессия маркетолога предполагает быть в курсе тенденций своего и смежных рынков, а также процессов, протекающих в данной сфере деятельности. Для поиска информации современные маркетологи используют множество разнообразных источников. Пожалуй, наиболее оптимальным из них, с точки зрения оперативности доступа и разнообразия представленной информации, является сеть Интернет. 

Информационные ресурсы сети Интернет, которые могут пригодиться маркетологу, можно классифицировать по различным параметрам. 

Во-первых, Интернет-ресурсы различаются по доступности и стоимости информации: существуют бесплатные и платные источники; иногда приводятся лишь некоторые общие цифры, а остальные данные предлагается купить. 

Второй параметр для классификации — это степень релевантности информации. Все ресурсы Интернета представляют собой вторичные данные, т.е. собранные и проанализированные кем-то другим. Поэтому актуальность и достоверность сведений, найденных в глобальной сети, проверить практически невозможно. Для принятия ключевых маркетинговых решений необходима максимально точная и «свежая» первичная информация, которую можно получить только в результате полноценного маркетингового исследования. Однако ресурсы сети — т. н. «вторичку» — недооценивать нельзя: именно информация, почерпнутая в Интернете, зачастую и играет решающую роль при составлении рабочей программы исследования, разработке гипотез и т.д. 

Рассмотрим маркетинговые задачи, которые можно решать с помощью грамотного использования сети Интернет. 

  1. Для специалистов в любой сфере деятельности необходимо постоянно быть в курсе профильных новостей, достижений и разработок. Задачу повышения профессионального уровня выполняют профильные порталы, в частности, для маркетологов — www.4p.ru, www.sostav.ru, www.advertology.ru и многие другие. Специалист может регулярно проводить мониторинг данных порталов, либо подписаться на рассылку новостей (например, новостей маркетинга). Подобную задачу выполняют также сайты деловых и профильных изданий (www.expert.ru, www.rbc.ru, www.business-mag.ru, www.btl-magazine.ru и т.д.).
  2. Для успешной работы на узкоспециализированном рынке маркетологу постоянно требуется информация о новостях отрасли, которую могут предоставить отраслевые порталы (рынок косметики — www.intercharm.net, фармацевтический рынок — www.pharmindex.ru, IT-рынок — www.itresearch.ru и т.д.). Однако при работе с отраслевыми порталами необходимо иметь в виду, что некоторые из них принадлежат какому-то одному маркетинговому агентству, и соответственно все доступные аналитические материалы составляются на основе собственных данных. В этом есть свои плюсы, но иногда это сказывается на объективности и полноте представленной информации.
  3. Если возникает необходимость регулярно отслеживать появление любой новой информации о конкретном рынке, проводится мониторинг всех открытых источников, где потенциально может быть размещена эта информация. Поиск этих данных занимает много времени, сил и денег, так как приходится исследовать большое количество разнообразных источников. В ответ на растущую с каждым днем потребность рынка в систематизированной информации Интернет предложил новую услугу — мониторинг и систематизация данных, взятых из различных источников — сайтов исследовательских компаний, аналитических статей журналов и газет, справочников и отчетов Госкомстата и т.д. Использование услуг подобных поисковых систем (например, www.park.ru) существенно облегчает жизнь маркетологам, однако требует финансовых вложений (от 200$ до $1500 за трехмесячную подписку).
  4. Для решения определенной маркетинговой задачи, когда нужно узнать множество разнообразных показателей о рынке, которые нельзя найти в открытом доступе, может потребоваться маркетинговое исследование. Не каждая компания обладает достаточными ресурсами для того, чтобы провести исследование собственными силами, поэтому перед маркетологом встает задача поиска подрядчика. В данном случае маркетолог анализирует предложение в сети Интернет, основываясь на том, как и какую информацию о себе предоставляют различные маркетинговые агентства на своих сайтах. Помимо этого, следует обращать внимание на частоту упоминаний о компании на профильных и отраслевых порталах.
  5. Покупка готового исследования является более дешевым и быстрым способом получения маркетинговой информации. Однако, приобретая результаты инициативного исследования, которое проанонсировано в Сети, маркетолог покупает «кота в мешке», поскольку у него нет уверенности в том, насколько качественно проведен опрос, какие вопросы включены в анкету, какова аудитория опроса и т.д. Многие агентства продают результаты своих исследований на крупных бизнес-порталах (абсолютный лидер по продаже готовых исследований — www.rbc.ru).
  6. Для решения некоторых тактических задач может потребоваться оперативный поиск конкретных показателей. Стандартная схема действий специалиста в таких случаях — набор ключевых слов в поисковой системе и переход по приведенным ссылкам — обычно занимает много времени. Однако в последнее время стали появляться специализированные поисковые системы, которые в результате запроса по определенному рынку бесплатно предоставляют ссылки с подробной аннотацией на материалы, опубликованные в Интернете. В аннотациях указываются все маркетинговые показатели, которые содержатся в каждой конкретной статье. В качестве примера можно привести Навигатор вторичной информации (www.marcs.ru), благодаря которому можно быстро найти нужный маркетинговый показатель. Использование подобных поисковых систем обладает рядом преимуществ перед другими способами поиска: во-первых, позволяет экономить до 70–80% времени, которое требуется для самостоятельного поиска; а во-вторых, «фильтрует» информацию, т.е. предоставляет именно те данные, которые нужны маркетологу в данный момент.

Интернет предоставляет маркетологам широкие возможности для эффективного сбора информации. Однако прежде чем начинать поиск, следует определить ключевые задачи и оценить имеющиеся ресурсы. Рациональный подход к сбору информации позволит избежать неоправданных затрат времени и, следовательно, повысить эффективность работы маркетолога.


Гущин А.А., исполнительный директор компании «Market Capital Solutions»