Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Публикации / Летучий корабль

Летучий корабль

Возможно, скоро на реках появятся «катера», парящие над водой. Но есть ли у «летучих кораблей» будущее? Об этом размышляют наши эксперты.

 «А вот это у нас Ростислав Алексеев»,— гордо указывает на портрет конструктора, придумавшего экраноплан, Рубен Нагапетян, президент Арктической торгово-транспортной компании (АТТК). Сейчас он в хорошем настроении: недавно позвонил какой-то чиновник — может, дело с экранопланами, разработкой которых занимается АТТК, сдвинется с мертвой точки. 

Внешне экраноплан, разработанный АТТК, будет больше всего похож на самолет, но летать сможет не выше одного метра над землей. В 1970-е годы советские конструкторы придумали странный гибрид наземного, водного и воздушного транспорта. Эта штуковина летит над любой ровной поверхностью, нагнетая воздух и создавая под собой, как говорят специалисты, эффект экрана. В те же времена конструкторы изобрели экранопланы для армии — на этих чудо-машинах десантники должны были пересекать реки, болота и даже океанские проливы, лавиной высаживаясь на вражеские берега. Сегодня Рубен Нагапетян решил превратить военную разработку в пассажирский транспорт. В перспективе это «абсолютный внедорожник»: ему, в отличие от уазиков и лендроверов, не страшны ни торфяное болото, ни вспаханная по весне пашня, ни даже водные преграды. Единственным минусом этого чудо-устройства является цена: по словам Нагапетяна, желающему купить экраноплан после начала его серийного выпуска в 2012 году придется выложить $6–8 млн. 

Несмотря на потенциальную вседорожность экраноплана, он чувствителен к неровностям рельефа: может споткнуться о небольшое дерево или даже крупный пригорок. Поэтому пока Нагапетян и его коллеги рассматривают свое детище не как конкурента уазику, а как сочетание самолета и катера. Свой проект «летающего катера» компания пытается продвинуть на рынок вот уже десять лет, но пока безуспешно. За это время АТТК успела спроектировать и выпустить одну опытную модель экраноплана «Акваглайд–5». Но с реализацией возникли проблемы: не были налажены выпуск и поставка запчастей. «Сейчас мы готовы уже серийно выпускать наш аппарат и торговать им. Это четырехместный достаточно хороший катер со скоростью 170 км/ч»,— объясняет Рубен Нагапетян. Однако пока ни одного заказа компания не получила. 

«Тридцатка» — новый проект АТТК. Экраноплан, который по техническим характеристикам должен превзойти предшественника в разы. «Акваглайд–30», рассчитанный на 28 пассажиров, с максимальной скоростью 200–220 км/ч сможет лететь почти 700 км. Как и предыдущая версия, «Акваглайд–30» предназначен для перемещения над поверхностью водоемов. Предполагается, что он станет быстроходной заменой морским и речным судам. Несмотря на постоянные неудачи, Нагапетян уверен в блестящем будущем своего проекта: «Представляете самолеты сто лет назад? Собрались по тем временам пять идиотов, которые летать захотели, на них смотрели как на сумасшедших. Сегодня кто-то представляет себе жизнь без авиации? Нет». Разработкой экранопланов занимаются не только в России, этот транспорт интересен Южной Корее, Китаю, Австралии, Великобритании, ну и, естественно, США. Американская корпорация Boeing, по слухам, потратила больше $8 млрд, но так и не выпустила серийные модели. Более того, пока никому не удалось достичь таких скоростных показателей, как АТТК с их «Акваглайдами». 

«Сегодня загружены дороги, в авиации — те же пробки, самолеты вынуждены кружить над аэропортом, ожидая, пока освободится посадочная полоса. А водные артерии никем не используются именно как поле для скоростного транспорта. Чтобы быстро преодолеть расстояние 500–600 км, надо ехать в аэропорт, проходить там досмотр, все эти процедуры занимают достаточно много времени,— рассуждает глава АТТК.— Для экранопланов вообще не нужны аэропорты, в этом их плюс. Необходима лишь ровная площадка для того, чтобы они могли „выехать“ на берег и выгрузить пассажиров. Но этот „причал“ в несколько раз дешевле строительства аэропорта». 

Первый образец «Акваглайда-30» должен увидеть свет в 2012 году. Четыре года, заявленные в бизнес-плане, компания планирует потратить в том числе на поиск стратегического инвестора с 20 млн евро в кармане. 

Собственное производство АТТК создавать не собирается: она будет заниматься только сборкой, а выпуск отдельных частей, например фюзеляжа, будет организован на заводах партнеров, которые скоро появятся. 

В этом году компания MARCS по заданию АТТК провела исследование рынка экранопланов. Поскольку пока рынка как такового нет, в MARCS решили исследовать его потенциальную емкость. Учитывая стоимость «Акваглайда–30» и потребность в аппаратах для Балтийского, Азово-Черноморского, Средиземного и Адриатического бассейнов (всего около 80 единиц), рынок экранопланов в обозримой перспективе может составить примерно 19 млрд руб. Возможный спрос на экранопланы для России и, к примеру, для соседней Украины — 10 штук в год. С момента вложения денег полностью 20 млн евро инвестиций вернутся через шесть-семь лет. Что касается потенциальных покупателей, с ними пока ничего не ясно. Исследование показало, что в принципе такой транспорт интересен судоходным и круизным компаниям. Сами пассажиры должны выиграть и во времени, и в цене. На самолете из Питера в Хельсинки можно долететь за 6 тыс. руб. Перелет на экраноплане, как утверждают в АТТК, проанализировав стоимость устройства и расходы на его эксплуатацию, будет стоить 3500 руб. Из Ростова-на-Дону до Новороссийска самолеты вообще не летают, а за экранопланную поездку придется выложить 4500 руб. «Вот в Якутии зимой все суда стоят, реки не используются, они скованы льдом, а реки — это подчас основные транспортные магистрали севера»,— сокрушается Нагапетян. Благодаря экранопланам он предлагает продлить речную навигацию, сделав ее круглогодичной и всесезонной. 

«У компании нет своих денег, чтобы все это вытянуть, нужны партнеры, инвесторы. Инвестпакет у нас есть, бизнес-план готов, ждем»,— повторяет, как мантру, Рубен Нагапетян. 

Бизнес-план:

  • Потребность в капитале: 20 млн евро.
  • Время возврата инвестиций: 7 лет.
  • Потенциальная емкость рынка: примерно 19 млрд руб.
  • Предполагаемый объем производства на 2015 год: 10 экранопланов в год, оборот — $60–80 млн


Татьяна Филимонова