Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Публикации / Экспресс-капитализация

Экспресс-капитализация

Собственник бизнеса, решивший найти стратегического инвестора (или, проще говоря, продать компанию полностью или частично), обязательно сталкивается с вопросом оценки стоимости своего бизнеса. Понятно, что стоимость (или капитализация) бизнеса формируется в течение длительного времени, но желание быстро «разогнать» ее обычно возникает при появлении покупателя. Возможно ли увеличить стоимость компании в сжатые сроки и что для этого необходимо предпринять? 

Сразу отметим, что продажа бизнеса — не единственная причина интереса к оценке достигнутой капитализации. Наиболее продвинутые собственники регулярно «мониторят» стоимость компании, используя данный показатель в качестве одного из критериев оценки эффективности развития. 

При этом надо понимать, что развитие компании и рост стоимости бизнеса не всегда одно и то же. Достаточно часто менеджеры и даже собственники управляют компанией, руководствуясь не увеличением максимального роста стоимости бизнеса, а другими задачами (объемы продаж, доля рынка, маржинальный доход, темпы роста и пр.). От этого часто складывается парадоксальная ситуация: рост объемов продаж и даже прибыли компании не сопровождается увеличением общей стоимости бизнеса. Далеко не все бизнесы (даже при наличии прибыли и роста) являются капитализированными и, соответственно, не могут являться предметом купли-продажи. Откуда же берется капитализация? 

Прежде всего, необходимыми условиями формирования стоимости бизнеса является, собственно, наличие самого «предмета продажи». Бизнес должен быть узнаваем (нормально спозиционирован на рынке), внутри компании должны быть отстроены основные бизнес-процессы и система отчетности. Еще, желательно, чтобы собственники были отделены от оперативного управления хотя бы самым плохоньким советом директоров. И все это вдобавок должно быть еще и прибыльно! Тогда можно говорить о том, что это бизнес, и он имеет какую-то стоимость. Вопрос только в том, какую именно. 

Как оценить стоимость бизнеса? 
Оценка стоимости бизнеса — достаточно творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от ситуации его стоимость может существенно варьироваться. Рыночная стоимость бизнеса определяется большим количеством факторов, имеющих различную природу. Так на капитализацию (реальную стоимость) бизнеса влияют особенности рынка, динамика продаж, прибыль компании, структура активов, обязательства, специфические особенности бизнеса и ряд других факторов. Бывают случаи, когда продажа бизнеса «за оборот» — очень удачная сделка. А иногда это означает сильно продешевить. 

Всем известно, что существуют три базовых подхода к оценке стоимости бизнеса. В соответствии с первым — капитализация лишь сумма всех активов компании (по начальной, остаточной или восстановительной стоимости). Оценка «от активов», как правило, используется для бизнесов с низкими показателями прибыли. 

Второй подход предполагает оценку стоимости бизнеса «по аналогии» — ориентируясь на сумму схожей сделки. Он требует получения информации о прецеденте продажи похожего бизнеса (сопоставимого по масштабам и действующем на близком по характеристикам рынке). Понятно, что если прецедентов нет, то стоимость таким образом определить нельзя. 

Третий, наиболее эффективный, подход предусматривает оценку будущих прибылей бизнеса. Здесь стоимость бизнеса рассчитывается, как чистая дисконтированная прибыль в неком горизонте планирования (нарастающим итогом). На практике обычно используют более простую формулу — прибыль до налогов, усредненную по двум-трем годам, умноженную на некий мультипликатор. Данная формула является наиболее часто используемой вследствие своей универсальности. Поскольку прибыль посчитать несложно, весь вопрос, собственно, в этом самом мультипликаторе. 

Что влияет на стоимость бизнеса? 
На стоимость компании (величину мультипликатора «при прибыли») влияют четыре основные группы факторов. Первая группа — характеристики бизнеса и рынка, на котором он работает. В расчет принимаются абсолютная прибыль, прибыльность компании (отношение прибыли к обороту), темпы роста компании, размер её материальных активов. Чем выше показатели, тем выше мультипликатор и, соответственно, стоимость бизнеса. 

Рынок, на котором работает компания, также влияет на её стоимость. Например, компании, работающие в сфере обеспечения «вечных потребностей» (еда, жилищно-коммунальные услуги и т.п.) при прочих равных условиях всегда стоят дороже. Естественные потребности людей меняются медленно, рынки стабильны, следовательно, коммерческие риски ниже. А без модной одежды и ювелирных изделий всегда можно обойтись, поэтому те, кто работают в таких сегментах, стоят дешевле, так как риски выше. 

Вторая группа факторов — это количество потенциальных покупателей и ситуации, в которых они находятся. Чем выше спрос на какой-либо бизнес, тем выше его цена (при наличии нескольких покупателей обычно устраивается аукцион). Однако возникают обстоятельства, когда при наличии даже одного покупателя за бизнес предлагается завышенная цена. Например, если компания покупается лишь для устранения в её лице конкурента (чтобы создать более комфортные рыночные условия своему бизнесу). 

Третья группа факторов — соответствие формата продаваемого бизнеса требованиям покупателя. Например, если покупатель — крупный оптовик и рассматривает возможность покупки компании, обладающей оптовой и розничной сетью, то, может случиться так, что розница его не заинтересует. Поэтому продаваемую компанию придётся разделять (а зачем покупателю переплачивать?). Причём реформатирование касается не только серьёзных структурных изменений — важно учитывать казалось бы самые незначительные мелочи (как, например, предоставление отчётности в привычном для покупателя формате — практического смысла в этом нет, но психологический эффект может быть очень высокий). То есть «товар» нужно представить в таком виде, чтобы, по возможности, ни одна мелочь не вызывала диссонанса с требованиями покупателя. 

Четвёртая группа факторов — это потенциал бизнеса (сколько на нём можно будет заработать в будущем). Тут должны оцениваться как возможности при развитии бизнеса самого по себе, так и при его слиянии с компанией покупателя (синергетические эффекты). Причём рассматривать нужно, как возможность масштабирования бизнеса (например, существенное увеличение прибыли в краткосрочный период при создании или расширении филиальной сети), так и потенциал нереализованных (или не до конца реализованных) инвестиционных проектов. И не стоит увлекаться гипотезами — чем больше обоснованных доказательств такого потенциала (подкреплённого либо финансовой историей, либо расчетами, либо аналогами), тем убедительнее будет выглядеть предложение. 

Говоря о потенциале, наиболее интересной является возможность возникновения синергетических эффектов, т.е. получения дополнительной прибыли, которая может возникнуть при гармоничном слиянии бизнесов в результате их взаимодействия. Синергетический эффект от покупки может возникать вследствие: 

  • «эффекта масштаба» (экономия издержек, в случае, если бизнесы сопоставимы по размерам);
  • пересечения клиентских групп (в случае, если потребители покупателя и продавца частично пересекаются);
  • использования наработанных технологий и ноу-хау.

Кроме того, синергия может проявляться в снижении издержек выхода на новый рынок для покупателя (в случае, если бизнес продавца имеет сколько-нибудь известный бренд и наработанную клиентскую базу). Экономически рассчитанная синергия имеет большую ценность, поскольку может существенно повысить базовую стоимость бизнеса. Оценка нереализованного потенциала бизнеса — своего рода экспресс-капитализация, позволяющая в короткий срок «разогнать» стоимость бизнеса. Инструменты экспресс-капитализации дают возможность выявлять и количественно обосновывать резерв (потенциал) роста стоимости бизнеса, что, в свою очередь, позволяет количественно обосновать его максимально возможную продажную цену. 

В целом используя полный комплекс работ по предпродажной подготовке бизнеса, в ряде случаев удается увеличить стоимость в 1,5–2 раза от базовой. А иногда, еще сделать покупателя немного счастливее!



Алексей Мокров, старший партнер Группы «MARCS»