Рекомендации
и благодарности

...приятно удивила гибкость и оперативность...

..высококлассная команда, которую можно смело рекомендовать...

...умение в кратчайшие сроки решать все возникающие вопросы...

...хорошее понимание особенностей исследуемого рынка...

...профессионалы, способные найти наиболее эффективное решение...

...a high degree of responsiveness and attention to customer needs...

...только положительные впечатления...

...высокопрофессиональные эксперты, в полной мере владеющие современными инструментами сбора маркетинговой информации...

Главная / Новости банков / Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы

Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы

Ипотека — самый быстрорастущий сегмент 2016 года — в этом году начала стагнировать, а в число растущих кредитных направлений бизнеса вошли кредитные карты. Но самым неожиданным прорывом может стать автокредитование в связи с активизацией спроса на рынке продаж новых автомобилей.

Итоги банковской розницы в первом квартале 2017 года на первый взгляд не внушают оптимизма — прирост кредитного портфеля физлиц составил всего 18% против 36% годом ранее, а прирост портфеля с начала года — и того меньше (0,6%). При этом ипотечное кредитование, долгое время выступавшее локомотивом развития рынка, стало сжиматься. По сравнению с первым кварталом 2016 года в первом квартале 2017-го объем ипотечных ссуд снизился на 0,7%.

И это несмотря на то, что банки активно снижали ставки по кредитам, а в сегменте жилищного кредитования отмечался их исторический минимум. На текущий момент, по подсчетам НРА, среднерыночная ставка по ипотечным кредитам составляет около 11% против 12,6-15,2% в прошлом году). У крупных и активных розничных банков есть программы и со ставкой порядка 10%. В то же время речь не идет о продолжительных негативных тенденциях в банковской рознице. Параллельно с сокращением ипотеки в первом полугодии 2017 года начали развиваться другие направления розничного бизнеса — автокредитование и кредитные карты.

Действительно «открытием года» может стать автокредитование, которое падало последние несколько лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за пять месяцев 2017 года продажи новых авто в России выросли на 5,1%, превысив 577 000 машин. В мае продажи выросли почти на 15% (около 125 000 авто). Всплеск спроса, в свою очередь, подстегнул производство. Например, только Петербургский автокластер — заводы Hyundai, Toyota и Nissan — за январь-май выпустил на 37% машин, чем годом ранее.

По оценкам АЕБ, продажи новых автомобилей по итогам года в России вырастут на 4%, оценки Минпромторга еще оптимистичнее — рост на 7,4%. И, конечно, ожидания всех игроков таковы, что ключевыми драйверами роста авторынка станут стабилизация экономической ситуации, рост доходов населения и развитие автокредитования. Ожидания обоснованы: по подсчетам НБКИ, по итогам 1 квартала 2017 года объем автокредитов увеличился на 37,3% (с 64,4 млрд. до 87 млрд. руб.).

Сегмент автокредитования в целом качественный драйвер для банковской розницы, так как в большинстве программ автокредитов предполагается имущественное обеспечение (есть потребительские ссуды, которые также оформляют под покупку авто без обеспечения, но на них приходится незначительная часть потребительского спроса, так как ставки гораздо выше). В связи с этим, как правило, просрочка по автокредитам находится на невысоком уровне. По данным НБКИ, уровень просрочки в автокредитах составляет около 10% (против 18% по кредитным картам и 21% по потребкредитам). Наличие имущественного залога, в частности, позволяет банкам снижать кредитные ставки по ссудам и упрощать требования к потенциальным заемщикам.

Из также перспективных направлений банковской розницы можно выделить кредитные карты, которые еще в прошлом году сокращались. Темпы прироста сегмента пока не высоки (на 2,2% за квартал), совокупный карточный кредитный портфель составляет порядка 1 трлн. рублей. Дальнейшая динамика этого направления зависит от ряда факторов — уровня ставок по кредитным картам, вероятно, они останутся на текущем уровне или даже еще немного снизятся, дальнейшим упрощением требований к потенциальным заемщикам, а также развитие кросс-продаж банками. Например, держателям кредитных карт могут предлагаться вклады (или наоборот) или опять же льготные автокредиты.

Смена драйверов развития рынка с ипотеки на автокредиты и карты — новая тенденция для отрасли. Ипотечное кредитование переживает, скорее всего, временное сокращение на фоне прекращения госпрограммы субсидирования приобретения новостроек и уменьшения отложенного спроса. Снижение ставок окажет поддерживающий эффект, и по итогам года ипотека все же выйдет в плюс, только темпы прироста рынка замедлятся. Другие направления банковской розницы — автокредитование и кредитные карты — будут расти быстрее ипотеки в связи с улучшением ценовых условий по ссудам в целом и требований к потенциальным заемщикам.

Автокредитование напрямую зависит от автопродаж, при отсутствии форс-мажоров этот рынок покажет в 2017 году активный рост. Значительный накопленный спрос на транспортные средства со стороны населения сыграет на пользу автодилерам и банкам. Положительная динамика сегмента кредитных карт будет происходить, в том числе, за счет развития продуктовых карточных линеек банков, появления различных интересных предложений с кешбэком, программами лояльности и другими опциями.

Истоник: Forbes.ru